«Мусор разгоняет тарифы»
А население не понимает почему надо платить больше
17 февраля Минприроды объявило о том, что в рамках проведения мусорной реформы, на март запланирован запуск единой федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). По словам главы ведомства Дмитрия Кобылкина она будет похожа на карту «боевых действий». Однако, судя по февральским сводкам с «мусорного фронта» там, вместо четких планов пока царит неразбериха и, судя по всему, без глубокой реформы отрасли обращения с ТКО государству не обойтись. Только вот вопрос, сможет ли оно преодолеть собственную закостенелость и неэффективность текущей системы управления?

Одной из главных «болевых точек» нацпроекта «Экология» в новом году стало повышение тарифов для населения на вывоз мусора в стране. От региона к региону цифры скачут, как зайцы по лесу. Где-то они снизились по сравнению с прошлым годом, где-то, как например в Челябинском кластере, выросли на 21% и теперь будут составлять 81,8 р. с человека против 67,5 рублей в прошлом году. Власти находят массу причин для обоснования роста цифр в платежках, а население не понимает почему оно должно платить больше за вывоз мусор, если визуально ничего не меняется - переполненные баки с отходами как стояли, так и продолжают стоять во дворах.

Когда ты строишь дом, то всегда начинаешь с фундамента, иначе здание упадет. В мусорной реформе, в частности в тарифной составляющей, такой фундамент заложили абы как. Например, в нем отсутствует общая единица измерения объемов мусора, который продуцирует население. В разных субъектах РФ это либо кубические метры, либо килограммы в год на человека, или на 1 кв. м. общей площади. При этом, по мнению экспертов, данные показатели никак не коррелируются между собой.

В некоторых регионах стоимость тарифа, почему-то, установлена в рублях за тонну, в других за кубический метр. В Чукотском автономной округе и других - единый тариф различается для определенных территорий, в Дагестане выделены целых 53 разных тарифа, а в Алтайском крае единый тариф установлен с учетом классов отходов (IV и V классы опасности). В общем, кто в лес, кто по дрова.

Эти примеры лишь отражение серьезного сбоя и непоследовательности реформы мусорной отрасли, от которых страдает в первую очередь каждый житель страны, нагружаемый непонятными и нередко необоснованными платежами. Кроме того, это уже и крайне настойчивый сигнал к системной перестройке работы государственного аппарата.

Его инертность удивляет, так как очевидный выход из «тарифной петли» существует. Требуется единообразие в единицах измерения на вывоз мусора по всей стране, пусть это будут либо кубические метры, либо тонны. Оплата должна взиматься с человека, а не квадратного метра. Тогда населению будут понятны цифры в платежках, подкрепленные широкой разъяснительной работой. Последнее кстати, также «ахиллесова пята» реформы. Без тарифной трансформации «мусорная вакханалия» продолжиться, потому что для принятия правильных управленческих решений необходима достоверная и понятная информация.

Я рассмотрел лишь один из кирпичей в шатком фундаменте крайне болезненной, социально-острой и в буквальном смысле «горящей реформы». Другие кирпичи также требуют кардинальной переделки руками здравомыслящих, прогрессивных и социально-ориентированных государственных «каменщиков» с установленной персонифицированной ответственностью. Пока, по сообщениям госкомпании «Российский экологический оператор» (ППК «РЭО»), ответственной за ход мусорной реформы, в которой недавно сменился гендиректор, можно сделать вывод, что идет «латание дыр». Предложения ввести в КОАП штрафы для юридических лиц за уклонение от платежей, «инвентаризация» персональных данных населения, подготовка единого справочника, где будут указаны средние нормативы накопления мусора по отдельным категориям граждан - все это касательные удары по проблеме. А ей требуется тектонический сдвиг.

Кроме того, заместитель генерального директора ППК «РЭО» Сергей Королев заявил, что для реализации реформы в том виде, в котором она представлена в национальном проекте, требуются инвестиции в размере 422 млрд. рублей. Напомню, что изначально на реформу обращения с ТКО было заложено 296 млрд. рублей. Создается впечатление, что либо бюджет страны и карманы налогоплательщиков не имеют дна, либо те, кто просчитывал и разрабатывал проект проявили халатную некомпетентность.

И в то время, как государственные умы думают, что делать с мусором, мы каждый день платим, но не за его эффективную и безвредную утилизацию, а за чью-то безответственность. Платим и деньгами, и своим здоровьем. И здесь нам необходимо признать общую застойность действующей системы обеспечения качества жизни, куда относятся и мусорные проблемы, ее ригидность в решении наиболее важных вопросов, касающихся каждого жителя страны. Не преодолев этот барьер, мы, к сожалению, так и останемся сидеть в глухом болоте, опутанные тиной фантомных планов и проектов.

Андрей Шалунов
Общественное движение «За чистое будущее»

#мусор #раздельныйсбор #раздельныймусор #раздельныйсбормусора
#контейнердлямусора #переработка #экология #эко #экологично #переработкаотходов #переработкапластика #переработка #свалка #тбо #вывозтбо #полигонтбо #чистаявода #чистыйгород #будущеероссии #вывозмусора #здоровье #отходы #классотходов #обращениесотходами #утилизацияотходов #твердыеотходы #опасностьотходов #нольотходов
#микропластик #здоровыйобразжизни
129626, г. Москва, улица Староалексеевская, дом 5
Телефон: +7 495 721 87 41; E-Mail: info@purefuture.ru